Адаптация к школе. Часть 2.
Продолжая тему адаптации ребенка ко школе, отметим, что это важнейший этап его интеллектуального развития в изменяющихся условиях. Рассмотрим 3 аспекта адаптации – физический, социальный, психологический.
Физический аспект адаптации организма ребёнка взрослые могут оценить по состоянию его здоровья в целом, ежедневному самочувствию школьника, его работоспособности. Сон, аппетит, наличие заболеваний и обострение хронических болезней, утомляемость и общий тонус ребёнка могут указывать родителю на то, нуждается ли школьник в дополнительных мерах поддержки, или ресурсов здоровья его физического тела вполне достаточно для имеющихся нагрузок. Важными факторами поддержки ребёнка здесь являются соблюдение ребёнком режима дня, характер его питания, баланс физических, эмоциональных, интеллектуальных нагрузок и отдыха, своевременная профилактика имеющихся заболеваний, следуя которым родители могут помочь ребёнку избежать чрезмерного напряжения и рисков дезадаптации.
Социальным аспектом адаптации является возможность ребёнка выстраивать модели своего поведения в соответствии с теми условиями, в которых он оказался. Наблюдение за поведением школьника в социуме, его окружением, характером общения — позволяют взрослому понять, насколько успешно ребёнок выстраивает своё взаимодействие со сверстниками и старшими. Обсуждение родителем совместно с ребёнком того, как и с кем он общается, исследование причин и последствий поступков школьника позволяют взрослым понимать, анализировать и корректировать детское поведение в социуме.
Психологическую адаптацию ребёнка к школе родителю можно отследить по тому, каковы мотивация ребёнка к учебе, уровень развития его психологических процессов и познавательной сферы, характер его настроений, его готовность и способность к самоконтролю, самооцениванию, умению общаться и следовать школьным требованиям.
Здесь родителю важно уметь психологически поддерживать ребёнка, мотивировать его, вдохновлять на учебную деятельность в новой роли школьника. Взрослым важно постепенно увеличивать объём требований и сложность характера нагрузок ребёнка, развивая его самостоятельность, содействуя формированию самоконтроля, в том числе умению управлять своими эмоциями и поведением.