Точка входа ребенка в школьную жизнь. Часть 2.
Задачи педагога-психолога
Велика роль в решении задач преемственности психолого-педагогического сопровождения школьного психолога и психолога детского сада, которые активно участвуют в этих процессах, изучая особенности готовности детей к школьному обучению и предупреждая возможные трудности адаптации ребенка в школе. Практика показывает, что эффективное взаимодействие специалистов школы и сада обеспечивает успешность ребенка в обучении и снижает риски дезадаптации ребенка в первом классе.
Установление продуктивного контакта педагогом-психологом с семьей ребенка, его законными представителями, обсуждение вопросов добровольного информированного согласия родителей на работу школьного психолога с их ребенком, документальное оформление этого согласия и информирование мам и пап об особенностях службы практической психологии в школе – все это гармонично продолжает работу, начатую детским садом с конкретной семьей, и предшествуют реализации основных направлений деятельности педагога-психолога в рамках психологического сопровождения школьников.
Диагностика и сбор данных
Диагностическая работа педагога-психолога, в первую очередь, включает в себя наблюдение за особенностями поведения и общения ребенка в школе, его эмоционального благополучия, эффективности в учебной и игровой деятельности как в ходе реализации программы подготовки к школьному обучению, так и непосредственно уже в школьной жизни первоклассника.
С согласия участников образовательного процесса в сентябре ежегодно проводятся исследование и анализ психологической готовности первоклассников к школьному обучению, включающие в себя вышеназванные аспекты наблюдения. Задачами начального этапа психологического исследования в начальной школе является сбор данных, получение первых результатов наблюдения за особенностями взаимодействия первоклассников друг с другом, с педагогами и родителями в процессе выполнения детьми учебных заданий, игровых упражнений, их общения и поведения в целом. С этой целью педагог-психолог общается с детьми и родителями, посещает уроки и занятия, интенсивно взаимодействуя со всеми участниками образовательного процесса; реализует индивидуальные и групповые формы работы, направленные на знакомство вновь поступивших школьников друг с другом, сплочение новых групп детей, создание атмосферы доверия и безопасности в детских коллективах; содействует построению конструктивного диалога родителей и школы. (Продолжение следует).