Тревожность и адаптация
Изменения в школьной жизни пятиклассника (рост числа уроков и нагрузки, смена учителей, кабинетов и т.д.), его психофизиологические возрастные особенности – не могут не отражаться на самочувствии ребёнка в целом. То, как он способен адаптироваться к новым условиям жизни, позволяет понять уровень его тревожности и психоэмоционального напряжения. В основе исследования процессов адаптации пятиклассника, лежит изучение его поведения, в том числе психологическая диагностика уровня его школьной тревожности, которая может быть умеренно выраженной, низкой и высокой.
Школьные психологи, отвечая на вопрос — «Что делать родителям и педагогам в отношении подростков с разными уровнями тревожности?» , дают психолого-педагогические рекомендации, где, в первую очередь, важно освежить и уточнить свои представления о тревоге и тревожности. Я предлагаю сделать это посредством моего видео, по этой ссылке http://dashkina2015.ru/bez-rubriki/trevoga-i-trevozhnost.html .
Взрослым важно понимать, что тревожность у ребёнка может развиваться в ситуации внутреннего конфликта, который возникает в результате негативных требований, предъявляемых к ребёнку, способных его унизить или поставить в зависимое положение. Это может происходить очень легко и незаметно, посредством неадекватных, чаще завышенных, либо противоречивых требований, которые предъявляются к ребёнку взрослыми в школе и дома.
Во взаимодействии с высоко тревожными подростками взрослым необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.
Высоко тревожные подростки, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в широком диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. В общении с ними, родителям и педагогам необходимо следующее:
Избегать состязаний и иных работ на скорость.
Взрослым не стоит сравнивать тревожного подростка с окружающими.
Важно использовать телесный контакт, упражнения на снятие психо-эмоционального напряжения и релаксацию, уметь давать психологическую поддержку. Как научиться эмоционально поддерживать своего ребёнка можно посмотреть здесьhttp://dashkina2015.ru/roditelyam/kak-dat-svoemu-rebenku-psixologicheskuyu-podderzhku.html
Необходимо содействовать повышению самооценки ребёнка, в том числе через комплименты и похвалу, но так, чтобы он знал за что его хвалят.
Доброе и уважительное обращение к ребёнку по имени, демонстрация уверенного поведения, позитивный пример взрослого — помогают в общении с высоко тревожным ребёнком.
С такой категорией детей важно быть последовательными в воспитании, осторожнее с критикой и замечаниями, системой поощрения и наказания.
Неблагоприятно предъявлять завышенные требования и использовать высказывания, задевающие чувство собственного достоинства ребёнка.
Исследования показывают, что чаще у девочек тревожность высокая, а у мальчиков низкая.
Для низко тревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач. Правильно дозированный уровень стресса для подростков с низким уровнем тревожности, особенно мальчиков, может являться хорошим стимулом для повышения познавательной и двигательной активности. Для достижения этой цели так же хороши различного рода спортивные, танцевальные, двигательные, игровые, трудовые практики, в том числе с элементами состязаний.
Умеренный уровень тревожности является оптимальным показателем, ведь средняя – не высокая и не заниженная — умеренная тревожность, позволяет подростку эффективно мобилизовать свои силы, действовать более продуктивно. Способность оценивать свои состояния, управлять ими, эффективно и своевременно действовать — являются существенными компонентами самоконтроля, самоорганизации и самовоспитания личности.
А вы знаете, какой уровень тревоги у вас? Вашего ребёнка? С помощью профессиональных инструментов психолога можно не только измерить уровни своей ситуативной и личностной тревожности, но и научиться управлять своими эмоциональными состояниями для увеличения собственной самоэффективности, повышения своей психологической культуры ( о психологической культуре личности можно посмотреть здесь http://dashkina2015.ru/tag/psixologicheskaya-kultura ) .