Необходимая база успеха школьника

Фундаментом  психологической готовности ребенка ко школе является его психофизиологическая готовность, базирующаяся на состоянии здоровья и общей зрелости физического тела ребенка, органов и систем его организма, которые позволяют первокласснику справляться  с нагрузками и осваивать  образовательную  программу  в условиях обычной современной школы. Данный аспект готовности исследуется в школе с помощью взаимодействия с медицинскими работниками, через изучение медицинских документов ребенка, посредством различных  тестов, наблюдения и бесед с родителями, учета возможных ограничений здоровья. Адекватная оценка психофизиологической готовности ребенка и своевременное следование родителями рекомендациям специалистов по сохранению здоровья, эффективной организации жизнедеятельности ребенка, его режиму труда и отдыха, характеру питания являются залогом успешности ребенка в обучении.

Комплексная оценка готовности

Следующим этапом работы педагога-психолога является комплексное исследование детей посредством   диагностико-прогностического скрининга  на  выявление «готовности детей» к школьному обучению. Каждый специалист формирует свой диагностический минимум, обязательно исследуя развитие мелкой моторики руки;  способность  к воспроизведению, планированию и контролю;  внимание;  работоспособность;  зрительно-двигательную  координацию в пространстве и другое. Над  оценкой сформированности    операции звукового  анализа, как готовностью ребенка к систематическому овладению основами грамотного чтения и письма работают и педагог-психолог и учитель-логопед, который в дальнейшем, при необходимости, выстраивает коррекционную работу.  Данные  психологического и логопедических исследований обязательно соотносятся с  результатами педагогической диагностики, которую проводит учитель в результате чего осуществляется комплексная оценка готовности ребенка и планируются соответствующие меры психолого-педагогической поддержки и коррекции.

Важными аспектами готовности обучаться в школе, успешно осваивать программу и взаимодействовать со всеми представителями школьного сообщества являются так же самооценка и мотивация ребенка к обучению в школе. В этой связи педагогом-психологом так же проводятся соответствующие исследования. Анализ мотивационных компонентов деятельности позволяет своевременно вносить необходимые коррективы.(Продолжение следует)