Точка входа ребенка в школьную жизнь. Часть 4.
Что делать родителям и педагогам?
На всех этапах школьной жизни родителям и педагогам важно формировать положительное отношение ребенка ко школе, стимулировать его познавательные мотивы, стремление наиболее успешно выполнять предъявляемые школой требования, желание следовать наставлениям учителя и успешно справляться с учебной деятельностью, полноценно общаться и дружить с одноклассниками. Сохранение высокой положительной мотивации к обучению в школе, поддержание адекватной самооценки – непременные условия успешности ребенка, которые зависят от действий значимых взрослых – участников сопровождения.
Новая роль – роль ученика!
От качества детских ощущений себя в новой социальной роли – роли ученика, особенностей оценивания его как окружающими, так и самим собой очень многое зависит. В связи с чем, педагог-психолог выстраивает работу с учителем, ребенком и родителями так, чтобы своевременно предупредить или выявить те или иные трудности в школе. Которые могут возникать в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, в стремлении или отказе следовать тем или иным нормам и правилам, в проявлении эмоциональных реакций, в присутствии у ребенка или его родителей определенного уровня тревожности, в оценке самого себя и окружающих и во многом другом. Всё это способно в той или иной степени увеличивать или снижать риски дезадаптации ребенка в школе.
Как минимизировать риски?
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение минимизирует риски дезадаптации ребенка через адекватную постановку целей и задач сопровождения, включающего в себя проведение необходимых исследований, определение диагностического и коррекционно-развивающего инструментария.
За предварительным сбором данных, планированием и подготовкой, закономерно следует этап непосредственной психологической работы с участниками образовательного процесса. Он включает в себя различные виды наблюдений, индивидуальные и групповые беседы, проведение различных диагностических процедур, игровые и коррекционно-развивающие занятия с детьми, психологическое консультирование родителей и педагогов по итогам проведенной работы и индивидуальным обращениям к психологу, реализацию той или иной программы развития личности ребенка, тренинговые занятия и др.