С древних времён человека волнует та сила, которая побуждает нас действовать, ведь секрет управления нашей мотивацией позволяет нам быстрее достигнуть желаемой цели. Совершенно конкретный мотив может легко   заставить сделать тот или иной шаг одних, и быть совершено не применимым  к другим? Почему так? Ниже делюсь своим пониманием психологии мотивации обучения.

Жизненный опыт и наука во все времена порождали разнообразные теории «кнута и пряника», но до сих пор общепринятой и единой, полностью удовлетворительной теории мотивации, классификации мотивов и её иерархической структуры нет. Понимания исследователей разнятся в том, что такое мотив и какова структура мотивации, существуют разные научные подходы к решению этой проблемы и, соответственно, различные практики по управлению мотивацией деятельности взрослых и детей.

Многочисленные теории мотивации, всплеск развития которых в основном приходится на 2 половину 20 века, классифицированы учёными  на 3 основных группы:

содержательные теории (Маслоу, Герцберг, МакКлелланд и др.);

процессуальные теории (Врум и др.);

теории, основанные на отношении человека к труду (Макгрегор, Оучи).

В отечественной психологической науке  разработка теории  мотивации принадлежит А.Н. Леонтьеву, её считают наиболее полно разработанной и доведенной до завершения. Работу над теорией деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н. Леонтьева продолжили отечественные психологи В. Г. Асеев (1997), Л.И. Божович (1968), Л.С. Выготский (1983), В.И. Иванников (1985), Б.А. Сосновский (1992), А.К. Маркова (1983), А.А. Реан и Я.Л. Коломинский (1999), Е.П. Ильин, К.Н. Корнилов, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов и другие. Читатель может изучить труды вышеназванных и других учёных для формирования собственного понимания сути мотивации.

Каждая научная школа сделала свой вклад в теорию и практику разработки этой проблемы, предлагая те или иные способы развития мотивации и влияния на поведение человека.

Если кратко, то мотивация — это сила, побуждающая к действию, психоэнерге­тический потенциал, нацеливающий человека на определенную деятельность, достижение определенной цели. Где мотивом является внутреннее побуждение (импульс), которое застав­ляет человека поступать определенным образом.

К мотивации обучения относят те процессы, методы, средства побуждения ученика, которые приводят его к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению им знаний, приобретению умений, навыков, компетенций.

В обучении всегда есть учитель и ученик, поэтому мотивация обучения состоит из деятельности учителя и ученика. Педагогическая и учебная деятельность, где всегда есть эти две роли, тесно взаимосвязаны и неотделимы, поэтому говорить о мотивации ученика без исследования мотивов деятельности учителя нет смысла. Профессиональная деятельность педагога, её стиль и уровень мастерства имеют огромное значение в мотивации учебной деятельности обучающихся. Чтобы искусно  управлять мотивами обучения ученика, учителю необходимо быть не только большим знатоком преподаваемой области, но и знающим особенности мотивационной сферы личности каждого конкретного ученика. Поэтому далее продолжим разговор об этом во 2 части материала здесь http://dashkina2015.ru/bez-rubriki/motivaciya-obucheniya-chast-2.html