А как вы занимаетесь профилактикой негативных тенденций?
Сегодня очень много отовсюду говорится о всевозможных мерах профилактики социально-негативных явлений среди подрастающего поколения, включая тенденции к суицидальному поведению, различные зависимости и другое. Да, безусловно, нужно заниматься предупреждением проблем развития, но как? Уже набили оскомину слова профилактика того, сего, пятого, двадцатого… В чем же есть суть этой самой пресловутой профилактики? Насколько она эффективна, уместна, своевременна? С чего же она начинается, и когда мы уже все-таки пожинаем горькие плоды последствий и осознаем, что поздно «после драки кулаками махать»? Чтобы ответить на эти вопросы, важно хорошо понимать запуск психологического механизма развития нездоровых тенденций в поведении человека, то есть определить, а когда же в действительности начали формироваться эти самые социально-негативные явления, с которыми мы пытаемся всеми силами бороться.
Когда же зародилось это что-то не ладное, и как мы можем заметить и предупредить развитие возможных последствий? Если наш фокус внимания всегда сконцентрирован на поиске рисков, угроз, опасностей, то судьба обязательно удовлетворит этот запрос и пошлет нашему сознанию ответ в виде той реальности, которую оно искало. Как в той поговорке – кого кусает собака? Того, кто боится, встревожен, взволнован и опирается на негативные эмоции. Часто поведение педагогов и родителей насквозь пронизано подозрительностью, недоверием, страхом за детей настолько, что они забывают дать ребенку радости, позитива, вдохновения. Будучи озабоченными, запрограммированными негативными переживаниями, старшие просто наполняют младших своими тревогами и опасениями, нередко давая наставления посредством угроз, предупреждений, негативных прогнозов. Выражаясь языком подростков, они просто «грузят» детей тяжестью собственных эмоций, не давая почти никакого позитива. Эта неподъемная тяжесть, как непереваренная пища в желудочно-кишечном тракте имеет свои неприятные последствия, и накопленный ребенком негатив когда-нибудь «выстреливает» в том или ином виде. Поэтому, предупреждение трудностей начинается с положительных эмоций старших, безусловного принятия старшими (учителями, родителями) младших, психологической поддержки ещё слабых эмоционально детей сильными взрослыми.
Если соединить искренние положительные эмоции взрослого с ответами на те реальные вопросы, которые действительно интересны ребенку и глубоко, по-настоящему его волнуют, тогда может получиться хорошая прививка от социально-негативных «болезней» нашей молодежи.
А что же реально волнует молодых людей? О чем и как говорить с ними, сохраняя позитивный настрой и принимая их такими, какие они есть, дабы качественную профилактику осуществить?
Конечно же каждому возрасту свойственны свои актуальные темы. Так, с наступлением подросткового возраста увеличивается интерес к самопознанию, к поиску себя, к сепарации, к межличностным отношениям, особенно с противоположным полом и сверстниками. А кто и где всерьез говорит об этом? Когда и посредством чего учат подростков культурно общаться, сотрудничать, взаимодействовать, опираясь на принципы уважения себя и партнеров по общению? Где подрастающие дети видят достойные примеры взаимоотношений и имеют возможность практиковать это?
Действительное предупреждение проблем начинается задолго до появления тревожных сигналов в поведении ребенка. «Семена» доброго лучше сеять на подготовленную почву, то есть ни тогда, когда все плохо и они почти не воспринимаются детским сознание, а когда все хорошо, и сердце ребенка открыто для диалога. Любое поверхностное рассмотрение вопроса малоэффективно, а вот глубокое межличностное взаимодействие, например, в формате тренингового общения на жизнеутверждающие темы с позитивным настроем, способны реально вдохновить участников работы, пробудить энтузиазм и творческую энергию детей, замотивировать их на добрые дела и достойные поступки. Что же есть эти жизнеутверждающие темы? О чем стоит говорить, что стоит практиковать в формате глубокого межличностного взаимодействия с подростками в рамках профилактики?
Подростков интересует много чего, но глубинные фундаментальные вопросы сводятся к поиску того, Кто я? Насколько я знаю себя? В чем состоит мое предназначение? С чего начать этот путь от самопознания к самоопределению? Где и как найти свое место в жизни? А получится ли у меня? И здесь важно уметь давать ответы на эти вопросы честно, открыто, с принятием и глубинным понимание каждого участника общения, что в формате психологического тренинга ребенку можно глубже осознать и применить на практике.
Ответы на эти вопросы вдохновляют на поиск знаний, опыта и об окружающих людях и отношениях с ними. Наиболее актуальной среди прочих проблем развития для подростков становится культура межполовых отношений. Как правильно общаться с мальчиками, с девочками? Что значит дружить, любить? Как строить гармоничные отношения с представителем противоположного пола и не совершать ошибки в этом направлении, быть успешным, принятым в социуме и самим собой? Ни секрет, что отношение к самому себе у подростков часто бывает негативным, неадекватным. Откуда оно выросло? Детско-родительские отношения, отношения со старшими, авторитетными личностями имеют в данном случае огромное значение. В связи с чем, тематика практических занятий по отношениям представляет интерес как для детей, так и для взрослых. Выбранный формат, место и условия общения так же играют важную роль. Психологической наукой давно доказано, что групповой эффект гораздо выше и продуктивнее индивидуальной работы, и он многократно усиливается, если речь идет о подростках, старшеклассниках, молодежи в целом.
Многие средства профилактики хороши, эффективны, полезны. Какие выбрать, учитывая время, место и обстоятельства, каждый решает самостоятельно. У психологов свой, очень практичный взгляд на предупреждение социально-негативных явлений, который можно принять и начать совместно действовать, предупредив множество проблем, или отвергнуть, дабы приобрести собственный опыт. Каждому свое. Здесь анонс программ тренингов по развитию навыков эффективного поведения, участниками которых можно стать при желании, связавшись со мною.
Уважаемый посетитель сайта! Если Вы, сочли этот материал достойным
внимания, то можете поделиться им с другими, нажав ниже кнопки соцсетей.
Оставить свои вопросы и комментарии на сайте можно с помощью кнопки в верхнем правом углу.