Продолжаем разговор о профилактике
31 октября педагогический коллектив школы № 48 в очередной раз под руководством педагога-психолога работал над темой профилактики социально-негативных явлений и отклоняющегося поведения среди учащихся. Первый открытый диалог о принципах профилактики кризисных состояний обучающихся и их возможных последствиях, состоялся в конце 2015-2016 учебного года, после моего участия в Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы суицидологи» на базе ОГКУЗ «Иркутская областная психиатрическая больница №1» , в мае, 2016 г. (г. Иркутск). Тогда размышляя над тем, что школа является активным субъектом профилактики, мы рассматривали стили нашего реагирования, возможные алгоритмы взаимодействия и другие аспекты предупреждения негативных тенденций.
Сталкиваясь с теми или иными трудностями развития детей, хотим мы того или нет, мы испытываем, переживаем, проживаем самые различные эмоции — гнев, страх, раздражение, жалость и др. Не смотря на свое положение ответственного должностного лица, в первую очередь, мы являемся просто живыми людьми, которым свойственно так или иначе реагировать, выражая разнообразный спектр эмоций. Нередко случается так, что, не обращая должного внимания на свои эмоциональные реакции, учителя и родители блокируют их проживание, подавляют их проявление, запрещая себе чувствовать, так как наделены полномочиями старшего, воспитателя, учителя. Или же, эмоции так сильны, что их сложно взять под контроль в связи с перегрузкой, и происходит срыв, сброс их на окружающих. Отсутствие в данном случае социально приемлемых способов их выражения, необходимой осознанности и наличие груза ответственности нарушают естественный и безопасный для себя и окружающих процесс проживания эмоции.
А эмоции, особенно сильные, важно понять, принять, прожить социально приемлемым способом, научиться реагировать адекватно сложившейся ситуации, и, главное, предпринять эффективные меры своевременно, так как ценой нашего промедления может быть то, или иное негативное, возможно даже необратимое, последствие. В деле профилактики очень важны наша внимательность, осознанность и правильные и своевременные действия.
Задачей психолога является своевременно проинформировать педагогическое и родительское сообщество школы о специфических психологических особенностях построения профилактической работы, ее видах, формах реализации в условиях образовательной организации и дома, в семье.
В процессе взаимодействия, вниманию педагогического коллектива были предложено познакомиться с определением внутренних и внешних ресурсов, необходимых для проведения профилактической работы. Целью работы явилось создание условий для повышения психологической компетентности педагогов в сфере профилактики суицидального поведения детей и подростков. Формирование целостного видения проблемы профилактики суицидов, изменение отношения к проблеме суицидов у психологов, социальных педагогов, классных руководителей, администрации, определение конкретного содержания, форм и методов профилактической работы для разных целевых групп явились задачами в групповой работе.
Представители педагогического коллектива пытались освоить и в дальнейшем активно использовать в своей работе формы и методы своевременного выявления детей группы риска для оказания им дальнейшей квалифицированной помощи.
Чтобы педагогу понять, как адекватно отреагировать, правильно вести себя в той или иной кризисной ситуации, в процессе взаимодействия были смоделированы те самые, возможные повседневные случаи школьной жизни, требующие особого внимания старших, с которыми работали творческие группы учителей. Участники работы выделяли и анализировали свои привычные эмоциональные, интеллектуальные, поведенческие паттерны, выстраивая алгоритмы действий всех субъектов образовательного процесса в том или ином случае.
В школе ведется так же работа по информированию родителей в вопросах эффективной профилактики девиантного поведения, в том числе суицидального поведения несовершеннолетних. Родителям необходимо знать об особенностях своевременного выявления факторов риска в поведении ребенка, об алгоритмах построения эффективных моделей поведения в семье для гармонизации психологического климата семьи, улучшения детско-родительских отношений.
Хочется поблагодарить коллег за плодотворное взаимодействие, яркий эмоциональный отклик, правильное понимание и принятие существующей проблемы эффективной профилактики, которую мы вместе будем продолжать.