С чего  начать профилактику?

Многие средства профилактики хороши, эффективны, полезны. Какие выбрать, учитывая время, место и обстоятельства, каждый решает самостоятельно в соответствии со своими взглядами, опытом, квалификацией. У психологов свой, очень практичный взгляд на предупреждение социально-негативных явлений, который можно принять и начать совместно действовать, предупредив множество проблем, или отвергнуть, дабы приобрести собственный опыт — каждому свое. Я  стараюсь осветить  свою позицию, как педагога-психолога, в отношении  профилактики социально-негативных явлений среди детей, в том числе и в отношении превенции суицида.

Вопросов всегда больше ответов…

Сегодня очень много отовсюду говорится о всевозможных мерах профилактики социально-негативных явлений среди подрастающего поколения, включая тенденции к суицидальному поведению. Да, безусловно, нужно заниматься предупреждением проблем развития, но как? Уже набили оскомину слова профилактика того, сего, пятого, двадцатого, а воз и ныне там. В чем же есть суть этой самой пресловутой профилактики? Насколько она эффективна, уместна, своевременна? С чего же она начинается, и когда мы уже все-таки пожинаем горькие плоды последствий и осознаем, что поздно «после драки кулаками махать»?

Чтобы ответить на эти вопросы, важно хорошо понимать запуск психологического механизма развития негативных тенденций в поведении человека, то есть определить, а когда же в действительности начали формироваться эти самые социально-негативные явления, элементы девиантного поведения и др., с которыми мы впоследствии пытаемся всеми силами бороться. Когда  все-таки зародилось это что-то не ладное, и как  мы, взрослые, можем заметить и предупредить развитие возможных негативных последствий у детей?

На чем сегодня наш фокус внимания и как мы «грузим» детей?

Если в поиске решения проблемы наш фокус внимания в основном сконцентрирован на обнаружении рисков, угроз, опасностей,  то судьба обязательно удовлетворит этот запрос и пошлет нашему сознанию ответ в виде той реальности, которую оно искало. Как в той поговорке – кого кусает собака? Того, кто боится, встревожен, взволнован и опирается исключительно на негативные эмоции. Или, как в том упражнении – «представьте себе не лимон», и  вы обязательно сначала представите лимон, а потом все остальное, так уж устроено наше сознание.

«Не ходи, не делай, не вздумай, только попробуй…»

Часто поведение педагогов и родителей насквозь пронизано подозрительностью, недоверием, страхом за детей и за себя настолько, что они порою забывают дать ребенку радость, позитив, вдохновение. Только и слышно – «не ходи, не делай, не вздумай, только попробуй». Угроз, страшилок и критики в адрес младших по поводу того и сего у нас, взрослых, почти всегда в избытке. Даже не хочется представлять те картины детского сознания, которые появляются у ребенка при таких наставлениях. Одно понятно точно – эти картины явно не радужные, и источником их порою являются наставники подрастающего поколения, я уже не говорю о гаджетах, СМИ, интернете.

Будучи озабоченными, запрограммированными негативными переживаниями, старшие просто наполняют младших своими тревогами и опасениями, нередко давая свои отеческие наставления посредством угроз, упреков, предупреждений, негативных прогнозов, критических замечаний. Выражаясь языком подростков, они просто «грузят» детей тяжестью собственных эмоций, не давая почти никакого просвета, позитива, надежды на лучшее.

«Не переваренный»  ребенком негатив может «выстрелить» !!!

Эта неподъемная тяжесть, уже давно перевешивающая позитив, как не переваренная пища в желудочно-кишечном тракте, имеет свои неприятные последствия, и накопленный ребенком этот самый «не переваренный» негатив окружающего мира когда-нибудь, куда-нибудь «выстреливает» в том или ином виде. Так, накануне экзаменов, в течение учебного года,  выпускников «грузят» все, кому не лень – администрация школы, учителя-предметники, классный руководитель, родители, родственники, одноклассники, в конце концов,  сам выпускник «прессует» себя своими переживаниями, к которым в непосредственный день и час экзамена ещё добавится массовое волнение всех вышеназванных, плюс тех, кто организует процедуру итоговой аттестации, не забудем так же и про весомый  вклад в это «общее» дело СМИ, интернета, общественности.

Продолжение следует.