О превенции суицидального поведения детей 1
«После драки кулаками не машут»
Предупреждение любого негативного явления начинается с исследования его сути, причин, форм проявления. Сегодня, в век информационных технологий, не является проблемой изучить теоретические аспекты суицидального поведения, в том числе детского, так как многочисленные материалы по данной теме публикуются регулярно, поэтому я не считаю необходимым подробно останавливаться на теории вопроса и пугающей статистике, желающие найдут такие сведения без особого труда.
Поговорка «После драки кулаками не машут», указывает нам на то, что весьма важно испытать вовремя свои «кулаки», тогда, когда это наиболее уместно. А ещё лучше, вообще, опередить своими мудрыми действиями драку так, чтобы и кулаки, и носы целы остались, то есть конфликт разрешился максимально конструктивно и никто не пострадал. Полностью избежать трудностей развития, недопонимания друг друга и прочих разных противоречий в жизни ребенка вряд ли нам удастся, но своевременно минимизировать возможные негативные последствия, нам – взрослым, учителям, родителям, руководителям вполне под силу. Поэтому, хочется сделать акцент на сути превенции, означающей в переводе предупреждение, предохранение, предотвращение.
О чем надо говорить заинтересованным лицам?
Всегда легко рассуждать о причинах наших ошибок и последствиях тех или иных поступков задним числом — уже после случившегося, после всего, потом, постфактум, ретроспективно. Но что можно сделать уже сейчас для того, чтобы опередить то плохое, что ещё только может случиться и пока ещё не произошло. Можно конечно надеяться и наивно полагать, что беда меня обойдет, или, меня эта тема не касается. Но, я считаю, что тема детской беды касается каждого из нас, а само суицидальное поведение, под которым понимаются различные формы активности человека, направленные на стремления лишить себя жизни, это и есть крик о помощи, который нам надо вовремя услышать и адекватно отреагировать на него. Как успеть услышать этот детский крик о помощи, своевременно и адекватно на него отреагировать, и есть, на мой взгляд то, о чем сегодня необхлдимо говорить, то что необходимо серьезно изучать. А ещё лучше задумываться над тем, что нам – старшим нужно делать, как вести себя по отношению к младшим, чтобы дети не «кричали» таким образом о помощи, а счастливо проживали свое детство, радовались жизни и доверяли окружающему миру.
Когда мы способны увидеть конфликт, его причины и последствия?
Рассматривая конфликт – взрослый-ребенок, здравомыслящий человек понимает, что конструктивное решение этого противоречия, максимум усилий, а главное ответственность за происходящее исходят от более зрелого в личностном плане взрослого, старшего, руководителя, поэтому уместно начинать этот разговор в контексте работы со значимыми взрослыми, окружающими ребенка. Стремление к суициду – это конфликт, протест, противоречие, невыносимая боль и желание избавиться от нее, за которые в ответе старшие. Это уже печальное последствие тех причин, которые мы когда-то могли не заметить, не распознать, не увидеть или не захотели увидеть, а то и сами спровоцировали их появление, даже не осознавая это. Поэтому цикл материалов этой рубрики будет направлен на совершенствование деятельности по профилактике в рамках работы со взрослыми – педагогами и родителями.
Целью моих публикаций в данном случае является целенаправленное повышение уровня осознанности представителей администрации, педагогов и родителей в вопросах превенции детского суицида.
Достижение цели возможно через реализацию следующих задач – формирование готовности педагогического сообщества и законных представителей обучающихся для адекватного восприятия и необходимого изучения ими специфической темы детского суицида; психологически безопасное повышение уровня информированности вышеназванной категории участников образовательного процесса по данной теме; повышение психологической компетентности представителей школьного сообщества в вопросах предупреждения социально-негативных явлений среди несовершеннолетних.
Только индивидуальный подход?
Рассмотрение темы предотвращения детского суицида и реализация на практике тех или иных превентивных мер требует особого внимания и индивидуального подхода не только в каждой конкретной образовательной организации, но и в каждой конкретной ситуации с теми или иными условиями, в которых оказался ребенок. Хотя, безусловно, существуют определенные общие тенденции в решении подобного вопроса. В каждом конкретном школьном сообществе свой уникальный микроклимат, сложившиеся стили общения, формальные и неформальные лидеры в учительской и родительской среде и множество других самых разнообразных факторов, неповторимое сочетание которых накладывает свой отпечаток на реализацию задач профилактики. Большое значение имеет общий психологический настрой коллектива и управленческой команды, целенаправленная подготовка к работе в этом ключе, разумное введение участников взаимодействия в столь непростую тему и дальнейшее сопровождение их.
А вы располагаете достаточными ресурсами для погружения в эту тему?
Обычному неподготовленному в этом вопросе человеку, имеющему достаточно смутные представления о реальной статистике, научных достижениях теории и практики, формах и методах работы с людьми в столь специфической области реальности, весьма непросто воспринимать информацию в рамках данной темы, адекватно реагировать на нее и, вместе с тем, перерабатывать ее. Совершать интеллектуальные и эмоционально-волевые усилия для того, чтобы сформировать у себя впоследствии навыки эффективного поведения, предупреждающие социально-негативные явления. Для погружения в эту тему и понимания сути явления необходимо располагать достаточными для этого ресурсами – временными, эмоционально-волевыми, интеллектуальными, духовными, иметь определенную степень личностной зрелости, мотивацию к исследованию и дальнейшему применению знаний в опыте. Что позволит взрослому впоследствии дать происходящим с ребенком событиям объективную оценку и предпринять своевременные адекватные меры. Поэтому настоящий материал предназначен для взрослых, личностно зрелых людей, имеющих готовность обсуждать и изучать эту тему.