dsc02044

По инициативе и запросу педагога-психолога Киселевой Россияны Александровны и согласованию с администрацией детского сада № 208 города Нижнеудинска, 24.11.2016 г., в уютном зале  методического центра этой дошкольной образовательной организации состоялся наш разговор с коллективом воспитателей  о предупреждении эмоционального выгорания в среде педагогов.

Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья педагога чрезвычайно актуальна, ведь  непосредственная профессиональная деятельность учителя и воспитателя связана с самым дорогим – с детством! А так же с качеством нашей дальнейшей жизни в будущем, так как дети – это те, кто будут взрослыми завтра и когда-нибудь сменят поколение сегодняшнее. Только глубоко осознавая важность этих моментов,  психолог и администрация  способны выстроить эффективное  взаимодействие с коллегами в рамках профилактики эмоционального выгорания своих сотрудников.

Конструктивный диалог с  психологом   начинается с осознания обратившимся к нему человеком  необходимости повысить качество своей  собственной жизни. Научить навыкам эффективного поведения можно лишь тогда, когда человек действительно желает сам этому научиться и прилагает усилия. Запрос группы коллектива детского сада ко мне заключался в том, чтобы начать  процесс движения в вопросах поддержания, сохранения и укрепления  здоровья через предупреждение развития профессиональных деформаций. При содействии администрации и психолога ДОУ, совместными усилиями мы начали этот процесс через исследование  самой сути эмоционального выгорания. Работа включила в себя подготовительный, организационный, диагностический, теоретический, развивающий и контролирующий этапы.

Целью работы явилось создание в коллективе условий для предупреждения  эмоционального выгорания педагогов через формирование готовности овладения ими навыками эффективного поведения и взаимодействия с окружающими, навыками укрепления психического и физического здоровья. Вводное анкетирование было направлено на исследование степени информированности педагогов о проблеме и повышение их мотивации для совместной работы в заданном направлении.

Что делали участники?

dsc02050Рассматривая теорию вопроса, коллеги отмечали, что с одной стороны, синдром выгорания – это то, что развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.  А с другой — защитный механизм в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на и психотравмирующие воздействия, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Причинами развития синдрома выгорания может являться совокупность различных факторов, о которых кратко я уже отмечала ранее. Наряду  с причинами, коллегами были так же рассмотрены симптомы и внешние проявления синдрома.

В ходе групповой работы педагоги анализировали проявления синдрома сгорания, собственные навыки эффективного и не эффективного поведения.  Исследовали и пытались осознанно включить в свою деятельность не используемые в полном объеме  ресурсы своего тела,  эмоций, окружающего  социума, интеллектуального и духовного потенциала личности. Каждый участник работы имел возможность задавать вопросы, получать ответы и рекомендации психолога в отношении  рассматриваемой темы, о которой я так же рассказываю в рубрике своего сайта – эмоциональное выгорание.

По итогам групповой диагностики, каждый получил интерпретацию собственных результатов и разъяснения по поводу степени проявленности у него той или иной фазы синдрома. Каждый участник имел возможность получить индивидуальную консультацию психолога. Завершилась работа групповым обсуждением динамично прошедшего рабочего процесса, словами благодарности и желанием продолжить работу.

Хочется отметить, что осознание  руководителем и педагогическим коллективом необходимости изменений в сложившейся системе отношений, актуальности повышения качества своей жизнедеятельности, в сочетании с искренним желанием, открытостью, смелостью и настойчивостью членов коллектива и его руководителей являются условиями для роста и развития личности каждого члена коллектива. Будем надеяться на продолжение сотрудничества!

dsc02049dsc02057  dsc02054