Как предупредить профессиональные деформации воспитателя?
По инициативе и запросу педагога-психолога Киселевой Россияны Александровны и согласованию с администрацией детского сада № 208 города Нижнеудинска, 24.11.2016 г., в уютном зале методического центра этой дошкольной образовательной организации состоялся наш разговор с коллективом воспитателей о предупреждении эмоционального выгорания в среде педагогов.
Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья педагога чрезвычайно актуальна, ведь непосредственная профессиональная деятельность учителя и воспитателя связана с самым дорогим – с детством! А так же с качеством нашей дальнейшей жизни в будущем, так как дети – это те, кто будут взрослыми завтра и когда-нибудь сменят поколение сегодняшнее. Только глубоко осознавая важность этих моментов, психолог и администрация способны выстроить эффективное взаимодействие с коллегами в рамках профилактики эмоционального выгорания своих сотрудников.
Конструктивный диалог с психологом начинается с осознания обратившимся к нему человеком необходимости повысить качество своей собственной жизни. Научить навыкам эффективного поведения можно лишь тогда, когда человек действительно желает сам этому научиться и прилагает усилия. Запрос группы коллектива детского сада ко мне заключался в том, чтобы начать процесс движения в вопросах поддержания, сохранения и укрепления здоровья через предупреждение развития профессиональных деформаций. При содействии администрации и психолога ДОУ, совместными усилиями мы начали этот процесс через исследование самой сути эмоционального выгорания. Работа включила в себя подготовительный, организационный, диагностический, теоретический, развивающий и контролирующий этапы.
Целью работы явилось создание в коллективе условий для предупреждения эмоционального выгорания педагогов через формирование готовности овладения ими навыками эффективного поведения и взаимодействия с окружающими, навыками укрепления психического и физического здоровья. Вводное анкетирование было направлено на исследование степени информированности педагогов о проблеме и повышение их мотивации для совместной работы в заданном направлении.
Что делали участники?
Рассматривая теорию вопроса, коллеги отмечали, что с одной стороны, синдром выгорания – это то, что развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. А с другой — защитный механизм в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на и психотравмирующие воздействия, позволяющий человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Причинами развития синдрома выгорания может являться совокупность различных факторов, о которых кратко я уже отмечала ранее. Наряду с причинами, коллегами были так же рассмотрены симптомы и внешние проявления синдрома.
В ходе групповой работы педагоги анализировали проявления синдрома сгорания, собственные навыки эффективного и не эффективного поведения. Исследовали и пытались осознанно включить в свою деятельность не используемые в полном объеме ресурсы своего тела, эмоций, окружающего социума, интеллектуального и духовного потенциала личности. Каждый участник работы имел возможность задавать вопросы, получать ответы и рекомендации психолога в отношении рассматриваемой темы, о которой я так же рассказываю в рубрике своего сайта – эмоциональное выгорание.
По итогам групповой диагностики, каждый получил интерпретацию собственных результатов и разъяснения по поводу степени проявленности у него той или иной фазы синдрома. Каждый участник имел возможность получить индивидуальную консультацию психолога. Завершилась работа групповым обсуждением динамично прошедшего рабочего процесса, словами благодарности и желанием продолжить работу.
Хочется отметить, что осознание руководителем и педагогическим коллективом необходимости изменений в сложившейся системе отношений, актуальности повышения качества своей жизнедеятельности, в сочетании с искренним желанием, открытостью, смелостью и настойчивостью членов коллектива и его руководителей являются условиями для роста и развития личности каждого члена коллектива. Будем надеяться на продолжение сотрудничества!
Низкий поклон Вам, Мария Юрьевна, за ваш титанический труд на благо нашего общества!