Как  обнаружить появление тревожных сигналов и что делать?

Действенной мерой помощи ребенку может оказаться своевременное обнаружение взрослыми у него признаков того или иного вида неблагополучия,  или кризисного состояния. Чтобы увидеть появление тревожных сигналов, так называемых маркеров суицидального поведения, родителям и педагогам необходимо учиться их распознавать и адекватно реагировать на них. Этому предшествует целенаправленное обучение, готовность взрослых представителей сообщества школы погружаться в эту, весьма специфическую тему. Если такая готовность  целенаправленно формируется руководством и психологической службой, то создаются предпосылки для успешного овладения педагогами  и родителями необходимых навыков распознавания и реагирования, повышения уровня осознанности ими данной проблемы. Сегодня, в век информационных технологий не является проблемой изучить те или иные признаки неблагополучия, достаточно сформулировать свой запрос.

Можно ли изучить вопрос самостоятельно?

Обучение педагогов и родителей на столь специфическую тему должно быть организовано с привлечением квалифицированных специалистов, обязательно прошедших курсовую подготовку по этому вопросу, так как самостоятельного исследования вопроса не всегда бывает достаточно. Должен быть компетентный специалист, готовый ответить на вопросы, уточнить понимание тех или иных особенностей, а главное, квалифицированно раскрыть применение на практике тех или иных знаний, дабы не навредить никому. Поэтому одним из первых шагов  руководства школы в вопросах превенции детского суицида должно быть обеспечение курсовой подготовкой специалистов социально-психологической службы школы по данной теме. Квалифицированный специалист может психологически безопасными методами работать с родителями, педагогами, а при необходимости и детьми, по данному направлению, профессионально удовлетворяя запросы обратившихся с учетом индивидуальных и групповых особенностей участников взаимодействия. При отсутствии возможностей реализовать этот важнейший этап профилактики, необходимо рассматривать привлечение  внешних специалистов, способных выстроить эффективное взаимодействие со школьным сообществом в ключе реализации превентивных мер. Прошедший специальное обучение сотрудник школы ( лучше если это будет педагог-психолог), или  внешний специалист, совместно с администрацией образовательной организации реализуют задачи поэтапного обучения педагогов и родителей.

А кто хочет погружаться в эту тему?

Эта проблемная тема, вызывающая естественное отторжение и непринятие, напряжение, негативные эмоциональные переживания, не только должна всесторонне теоретически раскрываться доступным языком  с позиции научного знания, но и обязательным условием подобного обучения должны быть элементы анализа, обсуждения, психотерапии и рефлексии участниками полученного опыта. Это требует времени, условий, подготовки, учета множества факторов, поэтому администрации и специалистам-психологам необходимо предусмотреть особенности психолого-педагогического сопровождения этого процесса, оптимальные сроки его реализации, протяженность в течение учебного года, возможный охват аудитории и др.  Первыми шагами в работе по данному направлению могут стать мероприятия, позволяющие оценить степень эмоциональной готовности коллектива погружаться в тему детского суицида, определяющие потенциал группы педагогов для повышения уровня их осознанности и психологической компетентности в сфере этой области профилактики. Планирование, организация и проведение любых обучающих занятий с педагогами и родителями начинается с их обоснования и целеполагания, рассмотрения целесообразности их проведения в конкретных условиях той или иной школы, тщательного исследования существующих и создания необходимых условий  администрацией и психологической службой  школы для подобного обучения.