Основа профилактики —  личностная зрелость и стабильность старших!!

Предупреждение трудностей развития и профилактики социально-негативных тенденций начинается с личностной зрелости, эмоционального благополучия и стабильности старших, уполномоченных заниматься воспитанием и обучением детей. Базовый уровень зрелости личности старшего, будь это руководитель коллектива школы, педагог или родитель определяет те или иные стили взаимодействия с детьми в школе, или в семье, которые могут быть эффективными и не очень в вопросах предупреждения негативных тенденций.

Как стимулировать личностный рост?

Сознательно и целенаправленно повышать личностную зрелость педагогов и родителей возможно и необходимо. В отношении учителей этого позволяют добиться живой пример высокоразвитой гармоничной личности руководителя образовательной организации, уровень личностной зрелости  и сплоченности его управленческой команды, эффективные стили управления, превентивное обучение педагогов, эффективная профилактика эмоционального выгорания, повышение  стрессоустойчивости сотрудников,  целенаправленное формирование организационной культуры и повышение уровня развития коллектива, совершенствование коммуникаций в сообществе образовательной организации, тренинги личностного роста и другая  деятельность, направленная на всестороннее гармоничное развитие и рост личности педагога.

Содействовать повышению личностной зрелости родителей позволяют разнообразные формы превентивного обучения родителей, родительские клубы и лектории,  оказание мер психолого-педагогической поддержки членам семей, совершенствование коммуникаций в системе ребенок-школа-семья и другие, хорошо знакомые работникам образования методы работы с родительской общественностью.

Эмоциональное благополучие и стабильность значимых для ребенка взрослых — это не только следствия личностной зрелости сотрудников школы и родителей, но и результат систематической работы администраторов и психологов с общественностью организации, налаженного конструктивного диалога между семьей и школой, общего благоприятного психологического климата в школьном сообществе,  которым  необходим мониторинг, и за которые  в большей степени ответственно руководство образовательной организации.

Необходимым элементом профилактики, наличия у взрослых эмоционального благополучия и стабильности является проработка и решение ими собственных эмоциональных проблем. Решение этих проблем необходимо  для того, чтобы избежать психологического давления на ребенка, эмоционального насилия по отношению к нему, дать ему положительный настрой, чувство безопасности, уважения к самому себе и окружающему миру. Обеспечив психологическую безопасность и доверие к миру у младшего,  старший обязан  удовлетворить его базовые потребности в радости познания, общения, установления гармоничных отношений с окружающими. Удовлетворяются эти потребности в соответствии с возрастом ребенка, доступными для той или иной категории детей формами и методами на протяжении всего периода роста и взросления личности ребенка.

То есть, действительное предупреждение проблем начинается задолго до появления тревожных сигналов в поведении ребенка и продолжается на протяжении всей его жизни. Конечно же развивать способности детей, позволяющие преодолевать трудности судьбы так же необходимо. Однако, осуществлять это важно не столько в ситуации кризисного состояния у ребенка, сколько тогда, когда  он эмоционально благополучен, у него относительно все хорошо, и сердце его открыто для проникновенного диалога на главные жизненные темы. Любое поверхностное рассмотрение вопроса профилактики, на мой взгляд, малоэффективно, так как можно бесконечно проводить массу мероприятий и «пожары тушить», а  по-настоящему «противопожарной безопасностью»  не заниматься. «Волшебной таблетки быстрого действия» против суицида нет, есть систематическая, высокопрофессиональная работа каждого участника образовательного процесса в сфере гармонизации взаимоотношений в системе школа-семья-общество.