Лучше внутренний или внешний специалист?

Если образовательной организации удалось обеспечить курсовой подготовкой по теме превенции суицида сотрудника школы, то это наиболее благоприятный вариант развития событий, так как свой специалист, прошедший подготовку, зная особенности своего школьного сообщества, детских и взрослых коллективов, администрации, педагогов, родителей, сложившегося климата и существующих коммуникаций, сможет предложить оптимальные варианты предупреждения социально-негативных тенденций. Лучше, если это будет опытный педагог-психолог, социальный педагог, или администратор. На мой взгляд, приоритет у специалиста психолога, однако, опытные управленцы и педагоги так же хорошие кандидаты для прохождения подобной курсовой подготовки для того, чтобы впоследствии успешно реализовать в жизни школы эффективные превентивные меры. Администрации, в свою очередь, так же проще и удобнее выстраивать конструктивное взаимодействие в рамках данной темы со своим штатным сотрудником и уточнять свой социальный заказ к деятельности социально-психологической службы и функционированию воспитательной системы в целом. Однако, привлечение внешних специалистов, не включенных в систему внутренних  межличностных отношений в образовательной организации, так же может оказаться весьма продуктивным, так как взгляд «свежей головы» со стороны очень часто оказывается полезным.

Что конкретно делать?

В связи с наличием на территории суицидоопасной обстановки среди несовершеннолетних, во  исполнение нормативно-правовой  документации по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной организации (Письмо  министерства образования и науки Российской Федерации от 27.02. 2012г. № 06-356 «О мерах по профилактике суицидального поведения среди обучающихся», Приказ Управления образования «Об усилении мер по профилактике суицидального поведения среди обучающихся образовательных организаций муниципального образования» и др.)  на начальном этапе профилактических работ  специалисту, прошедшему курсовую подготовку, на мой взгляд, необходимо:

  • проинформировать администрацию образовательной организации о специфических психологических особенностях построения профилактической работы, ее видах, формах реализации в условиях образовательной организации в данном направлении профилактики;
  • предложить  представителям администрации и педагогическому коллективу школы освоить и использовать в своей работе формы и методы своевременного выявления  детей группы суицидального риска для оказания им дальнейшей помощи;
  • предложить представителям социально-психологической службы использовать в работе методические рекомендации профильных специалистов по особенностям психолого-педагогического сопровождения ребенка группы риска, в том числе по факторам суицидального поведения несовершеннолетних в образовательной организации;
  • предложить вниманию родителей актуальную информацию по профилактике суицидов и суицидального поведения несовершеннолетних, в т.ч. об особенностях своевременного выявления факторов риска в поведении ребенка, об алгоритмах построения эффективных моделей поведения в семье для гармонизации психологического климата семьи, улучшения детско-родительских отношений, предупреждения социально-негативных тенденций с учетом принципов психологической безопасности и доверия и следования простому правилу — «не навреди».
  • рекомендовать администрации школы, педагогическому коллективу и родителям организовать данную профилактическую работу с учетом  всех необходимых особенностей и принципов ее эффективного построения.

Как запустить механизм, чтобы он работал?

Дабы разделить и уточнить зоны ответственности каждого участника образовательного процесса, необходимо фиксировать документы, подтверждающие ту или иную практику. Разработка предложенных школьному сообществу рекомендаций, алгоритмов, обучающих превентивных программ может быть отражена специалистом в служебной записке, отчете-анализе, информационном письме или справке, зарегистрированных во входящей документации образовательной организации и переданных руководству для принятия управленческих решений. Взаимодействие с родительским сообществом, как в групповом, так и в индивидуальном формате, так же может быть задокументировано с помощью соответствующих локальных актов, протоколов, приглашений, рекомендаций, в которых могут быть отражены предупредительные меры, направления просветительской и коррекционно-развивающей деятельности школы, уровни информирования и виды отношения законных представителей ребенка к данной проблематике ( в том числе в сфере законодательства РФ), привлечение специалистов других служб. Не редко, самое простейшее оформление подписи об ознакомлении с тем, или иным документом (или, в противном в случае,  грамотное оформление отказа от подписи соответствующим актом), на практике, в реальной жизни, творит чудеса, особенно там, где убеждение разговором не помогало. Я противник бюрократических издержек, но порою, они обладают удивительной силой и дают мощные эффекты, как мотивационный, так и психотерапевтический, выполняя роль «волшебного пенделя», придающего ускорения развитию личности.