«Семена» доброго лучше сеять на подготовленную почву!

Действительное предупреждение проблем начинается задолго до появления тревожных сигналов в поведении ребенка. «Семена» доброго лучше сеять на подготовленную почву, то есть ни тогда, когда все плохо и они почти не воспринимаются детским сознанием, а когда все хорошо, и сердце ребенка открыто для диалога. Любое поверхностное рассмотрение вопроса профилактики малоэффективно. Необходимо продолжительное  межличностное взаимодействие, например, в формате глубокого душевного общения с детьми на жизнеутверждающие темы, с  обязательным позитивным настроем, способным реально вдохновить участников работы, пробудить энтузиазм и творческую энергию детей, замотивировать их на добрые дела, достойные поступки и гармоничное личностное развитие в целом.

Что же есть эти жизнеутверждающие темы? О чем стоит говорить, что стоит практиковать в формате глубокого межличностного взаимодействия с подростками в рамках профилактики? Подростков интересует много чего, но глубинные фундаментальные вопросы сводятся к поиску того, кто Я? Насколько я знаю себя? В чем состоит мое предназначение? С чего начать этот путь от самопознания к самоопределению? Где и как найти свое место в жизни? Как и какие цели мне действительно необходимо перед собой ставить? А получится ли у меня?  И здесь старшему важно не только уметь давать ответы на эти вопросы честно, открыто, с принятием и глубинным пониманием каждого участника общения, но и признаваться ребенку в том, что не на все вопросы мы, взрослые, можем ответить, и мы так же  имеем  право на ошибку. Здесь  важно распределить зону ответственности каждого, и самому взрослому четко понимать о себе самом — на каком этапе своего пути он находится.

Формы работы

Форматы психологического тренинга, или по-настоящему глубокого доверительного диалога позволяют ребенку  глубже осознать и применить на практике те истины, которые проверены опытом старших и не навязаны  директивно, а были рассмотрены им как возможные варианты, выбор и ответственность за которые  прежде всего предстоит сделать и нести самому ребенку.

Ответы на эти вопросы вдохновляют на поиск знаний, опыта и об окружающих людях и отношениях с ними. Наиболее актуальной среди прочих проблем развития для подростков становится культура межполовых отношений. Как  правильно общаться с мальчиками, с девочками? Что значит дружить, любить? Как строить гармоничные отношения с представителем противоположного пола и не совершать ошибки в этом направлении, быть успешным, принятым в социуме и самим собой? Ни секрет, что отношение к самому себе у подростков не редко бывает негативным, неадекватным. Откуда оно выросло? Семейные сценарии, детско-родительские отношения, отношения со старшими, авторитетными  значимыми личностями имеют в данном случае огромное значение. В связи с чем, приобретение непосредственного успешного опыта и  практические занятия по развитию и гармонизации отношений представляют интерес как для детей, так и для взрослых. Выбранный формат, место и условия общения в этой связи  играют важную роль. Психологической наукой давно доказано, что групповой эффект гораздо выше и продуктивнее индивидуальной работы, и он многократно усиливается, если речь идет о подростках, старшеклассниках, молодежи в целом. Поэтому групповые формы работы с подростками по формированию у них позитивного самоотношения, по повышению их стрессоустойчивости и развитию у детей навыков эффективного поведения, как в формате классных часов и различных внеклассных мероприятий, в том числе занятий и тренингов с психологом весьма актуальны сегодня.