Продолжаю начатый ранее разговор о приближающемся начале учебного года. Вхождение в учебный ритм после каникул может вызвать стресс не только у школьников, но и у их родителей. В этот период всем  участникам образовательного процесса необходима адаптация. О сути механизмов адаптации ребёнка ко школе я рассказывала ранее здесь http://dashkina2015.ru/mladshie-shkolniki/adaptaciya-k-shkole-chast-1.html .

Напомню, адаптационный синдром включает в себя различные защитные реакции ребёнка на уровне тела, эмоций, интеллекта, его поведения в социуме, которые возникают в ответ на новые стрессовые воздействия.

Первое время — 2-3 недели школьных занятий родителям стоит снизить  уровень требований к достижениям и поведению ребенка. Смена каникул учёбой у младших школьников, как впрочем и у подростков, может вызывать капризы, раздражительность, усталость. Родителям необходимо воспринимать это адекватно, понимая возможно более глубокие причины происходящего, и  уметь давать ребенку поддержку и время на привыкание к школьному ритму жизни. В первые 1,5-2 месяца учёбы у ребёнка должен быть достаточный запас свободного времени, чтобы облегчить течение адаптационных процессов.



Нередко родители вдруг начинают видеть ребенка взрослым, повышают к нему требования, не учитывая того, как много всего появляется сразу у школьника с наступлением сентября. Это может быть и новая школа, и новый коллектив, и первый или новый учитель и многое другое, на  принятие и взаимодействие с которыми ребёнку надо быть готовым, иметь ресурсы для этого. Это могут быть  самые разнообразные новые или старые аспекты из всего школьного окружения ребёнка, которые могут являться для него как позитивными эмоциональными переживаниями, так триггерами, ведущими к психотравмирующим переживаниям и перегрузкам.

Оказывая психологическую поддержку своему ребенку, слушая и сопереживая, родители могут помочь  ему успешно адаптироваться  к новому жизненному укладу. О том, как оказывать поддержку, я ранее писала здесь http://dashkina2015.ru/roditelyam/kak-dat-svoemu-rebenku-psixologicheskuyu-podderzhku.html .

Поддержание и сохранение добрых детско-родительских отношений важнее оценок. Не стоит строить свое общение с ребёнком только вокруг учебы, интересуясь лишь выполнением уроков или полученными оценками, особенно в непростой период вхождения ребёнка в школьную жизнь после летних каникул. Возможно на период адаптации родителям стоит сместить акценты своих интересов с учебных достижений ребёнка на другие сферы его жизни – окружение школьника, его взаимоотношения с друзьями, увлечения, хобби и т.п.

Мир интересов ребёнка, его любимые занятия и предпочтения могут стать для него источниками  ресурсных состояний и позволить  ему и его семье безболезненно войти в новый ритм учебного года, если близкие и значимые взрослые обратят на это внимание и будут активно использовать это в своём взаимодействии со школьником.