А расстаёмся ли мы на самом деле?

«Благодарю вас за многолетнее сотрудничество и опыт,  интересное взаимодействие и диалог,  которые я приобрела за время работы с вами, но приходит пора расставаться для того, чтобы двигаться дальше, вперёд!» — такими словами начался мой разговор с руководством о том, что я ухожу, а точнее сказать, выхожу из системы. Дабы не рассказывать каждому в отдельности причины моего выхода из этой игры, решила написать здесь и развеять все мифы по этому поводу. Главное, что я НЕ ВЫХОЖУ ИЗ ПРОФЕССИИ, и по-прежнему остаюсь психологом-практиком, и продолжаю работать в рамках своей профессиональной деятельности, в том числе и с участниками образовательного процесса – детьми, родителями, педагогами и руководителями, но уже будучи за пределами системы, вне её, несмотря на то, что мои клиенты остаются её неотъемлемыми частями и активными её составляющими.

Ну ПОЧЕМУ?

«Успешный опыт многолетней практики в городе, районе, области. Уважение коллег, родителей, руководства, общественности. Почему же всё-таки выход или уход из системы? Неужели нельзя было как-то иначе решить этот вопрос, оставаясь при этом на службе?»- спрашивают меня.

Самой себе и тем, кто спрашивал и продолжает спрашивать до сих пор, отвечаю на вопрос о том, почему мною было принято такое решение, несмотря на вполне себе доброе, весьма лояльное отношение представителей и руководителей системы ко мне лично, как к человеку, и как к представителю профессии, как к должностному лицу, наконец.

Итак, начнём. Обо всём по порядку. Принятое мною самостоятельно, моё осознанное  решение — это результат глубокого переосмысления своей деятельности, места практической психологии в системе образования, в жизни человека в целом, и в моей в частности. А так же моя попытка понять значение и место, а главное возможные перспективы психологического сопровождения участников образовательного процесса как внутри самой системы, так и за её пределами. Что же было мною пересмотрено? Делюсь ходом своих размышлений, и мне так же была бы любопытна обратная связь от неравнодушных и интересующихся.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО  МОЯ КАРТИНА МИРА!!!

Феномен профессии психолога в образовательной организации, на мой взгляд, заключается  том, что работая внутри неё, с одной стороны, он включен во внутренние процессы, происходящие в ней, является её частью, а с другой – наблюдает за этими же процессами снаружи, находясь как бы вне организации, понимая то, куда всё это действо движется, каковы возможные   варианты последствий и последействий.

Во многом роль психолога схожа с функцией руководителя, который видит не только то, что происходит внутри и  снаружи организации, но и ведёт за собою людей туда, куда считает верным вести — из точки А, в которой они находятся сейчас, в ту точку В, где они переходят на новый уровень своего развития. Психолог – это эксперт в области отношений, их коррекции и развития. Его работа в организации начинается с общения с руководством и продолжается в тесном контакте с ним постоянно, вплоть до завершения его пути в той, или иной организации.

Работа с первыми лицами ИМЕЕТ РЕШАЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ!!!

Непосредственная работа психолога с первыми лицами в организации, на мой взгляд, может быть эффективна только тогда, когда имеет место быть  полноценный конструктивный диалог руководителя и психолога на равных. Важны открытость, конструктивная критика и обоснованные рекомендации специалиста, способные улучшить течение тех или иных процессов, так как неискренность и манипуляции дают сомнительные результаты в практике психологии и в жизни в целом.  Если же руководителя интересует вопрос, в котором он хочет повысить свою компетентность с помощью психолога, тогда специалист психолог может выступать  в роли старшего, наставника, советчика, эксперта, с которым руководитель может безопасно поделиться своими сомнениями, тревогами, возможно и признать свои ошибки для продвижения в сторону прогресса. Позиция психолога подразумевает постоянное исследование ситуации, с целью её развития и позитивной трансформации, отталкиваясь от запроса обратившегося.

А как вы думаете, какая модель отношений психолога и руководителя будет наиболее эффективной для образовательной организации и что для её построения необходимо?

Нужна ли на сегодня в существующей системе образования нашему обществу подобная модель диалога на равных, особенно внутри образовательной организации?

Возможна ли она? Если да, та в каком случае и что для этого нужно?

Продолжение следует. Смотри часть 2