Директор и психолог ….

Два участника диалога — психолог организации, находящийся в подчинении у своего руководителя, будучи по многим параметрам (и финансовым в том числе),  зависимым от него и, непосредственно сам руководитель, стратегически решающий судьбы своих сотрудников и организации в целом, но не являющийся практикующим экспертом в области психологии.  Могут ли эти двое строить между собой полноценный и открытый диалог на равных без негативных последствий для дальнейших деловых и личных отношений и, главное, результатов своей профессиональной деятельности? Кто кому в этой ситуации может являться старшим, наставником? Насколько готовы участники диалога действовать на равных позициях, а не только в ролях начальник-подчиненный? В чём заключается это равенство и возможно ли оно в принципе в системе  сегодня? Кто и как (опираясь на что, руководствуясь чем) сегодня принимает жизненно важные решения в образовательной организации для блага всех её участников? Каково место, роль психолога в системе, в принятии этих решений, касающихся всех участников образовательного процесса? Что в теории, что в практике, а что на самом деле здесь и сейчас?

Сколько людей, столько и мнений.

Каждый по своему ответит на вышеназванные вопросы, по своему прокомментирует, варианты ответов здесь могут быть самыми разными, как и сочетание различных факторов ситуаций в разных организациях. Опытный руководитель часто является экспертом в отдельных вопросах деловых отношений, плюс ответственность за принятие решений лежит на нём, поэтому он, безусловно, старший в отдельных направлениях. Однако, очень часто руководитель недостаточно глубоко и полно понимает ресурс личности и профессии психолога, в частности, потенциал реальной практической науки психологии, условия и возможности применения психологических инструментов в различных областях, в том числе в образовании, которые могут дать или не дать те или иные результаты и, или последствия в те или иные сроки. В этом случае экспертом и старшим является психолог, который способен наиболее адекватно оценить возможные психологические предпосылки, риски, последствия. Готов ли на сегодня руководитель принять это обстоятельство, и если да, то на каких условиях? Каковы точки пересечения руководителя и психолога? Каковы условия их договоренности?

В чем секрет успешного взаимодействия?

Особенно обостряется и затрудняется  разрешение вышеназванных вопросов, если перед психологом-практиком в организации чётко не обозначены администрацией следующие моменты

  • социальный заказ администрации к психологу (порою руководство просто затрудняется адекватно обозначить его объём, содержание, адекватные границы);
  • договоренность о совместном достижении целей размыта (не обозначены чётко сроки и реалистичные условия достижения поставленных задач, реалистичных, измеримых результатов);
  • условия выполнения взаимных обязательств не всегда выполняются сторонами (либо организация не располагает необходимыми и достаточными для этого ресурсами, либо специалист-психолог не способен выполнить заказ, доступно объяснить руководству реалистичные прогнозы  и результаты в случае применения/неприменения тех или иных инструментов);
  • в работе педагога-психолога постоянно присутствует высокая вероятность риска возникновения  ситуации неопределенности, стихийности и прочих обстоятельств, которые утрированно можно описать словами «Стой там, иди сюда, пошёл вон!» ( такие случаи достаточно часты, так как специфичность работы психолога не всегда достаточно  понятна лицам, далёким от психологической практики);
  • специалист психолог может быть так же совместителем с другой должностью, либо должностным лицом, работающим в каких-то уникальных, специфических условиях, достаточных или не очень для достижения поставленных перед ним задач, выполняющим самые различные функции —  функции личного секретаря, няньки, подружки, «куколки для битья»,  «козла отпущения», «плакательной жилетки» и другие, но не свои профессиональные обязанности в силу сложившихся обстоятельств. 

Учиться, повышать своё мастерство — обязательное условие в профессии!!!

Усложняется ситуация так же тем, что свой квалификационный уровень среднестатистическому педагогу-психологу чрезвычайно непросто, а порою даже нецелесообразно повышать у достойных мастеров, так как бюджет качественных обучающих программ многократно превышает скромные доходы нынешних педагогов-психологов, вынужденных работать на 1,5 ставки ( в т.ч. совмещая несовместимое с разными должностями), чтобы сводить концы с концами, эмоционально выгорая при этом. Работодатель же, предлагая своему специалисту многочисленные дешёвые курсы, бывает не достаточно компетентен в оценке их качества и практикоориентированности. Так, порою излишне теоретизированные курсы повышения квалификации педагогов-психологов часто носят формальный характер, когда подача практики, отработка психологических инструментов носит поверхностный характер, по сути не решая существующих противоречий, конфликтов и проблем, в которых сегодня находятся участники образовательного процесса.

 Продолжение следует. Смотри часть 3.