Где, как, с помощью кого ученики удовлетворяют свои базовые потребности?
Какие же базовые потребности личности призван удовлетворить наставник, учитель, руководитель?
Учитель, приходя на занятия к своим ученикам для того, чтобы вооружить их теми или иными предметными знаниями, умениями, навыками, порою чрезмерно акцентирует свое внимание на поставленной перед ним обществом задачей дать предметные знания, или, правильнее сказать, компетенции. В бесконечной гонке дать детям знание, даем ли мы им настоящую радость общения, удовольствие от познания, истинное счастье и удовольствие от сотрудничества, или, упрямо гнем свою линию, выполняя заказ государства, не обращая должного внимания на эмоциональную сторону вопроса? Насколько мы учитываем реальные потребности ребенка в том, чтобы получать новые знания, передавать их и быть при этом счастливым, эмоционально благополучным человеком? Как нам удается удовлетворить потребности младших в радости общения? Какие эмоции в большинстве своем присутствуют у нас в процессе взаимодействия с детьми? Чему мы учим их, и чему они учат нас? Базовые потребности школьника – это познание нового и ощущение счастья. Говоря научным языком – эмоциональное благополучие, заключающееся в радости познания, общения, взаимодействия, установления доверительных отношений с окружающими. Как верно ответить старшим на все эти вопросы и удовлетворить базовые потребности учеников не расскажешь в одной заметке, это системная работа, которой либо занимаются, либо нет. Тематические семинары, представление опыта коллег и его обсуждение, тренинги личностного роста и другие формы работы как с педагогами, так и с родителями обучающихся возможны тогда, когда этого хотят, к этому стремятся.
Нежный возраст
До определенного возраста, наставникам удается удовлетворять потребности ребенка в знаниях и в том, чтобы быть счастливым, эмоционально благополучным. Однако с взрослением детей, с наступлением отрочества или подростничества, нам становится сложнее понять, что теперь их реально волнует, появляются первые проблемы во взаимодействии. И то, что раньше было легко, теперь становится более трудным, требует более серьезных эмоциональных, интеллектуальных, волевых усилий старших, на приложение которых не всегда есть готовность, ведь так хочется действовать по привычному шаблону, легко ехать «по накатанной дорожке».
А что же реально волнует современных молодых людей? О чем и как говорить с ними, сохраняя позитивный настрой и принимая их такими, какие они есть, дабы качественную профилактику осуществить? Каждому возрасту свойственны свои актуальные темы и формы взаимодействия, однако потребности в познании нового и в эмоционально благополучных отношениях с окружающим миром остаются всегда. Так, с наступлением подросткового возраста увеличивается интерес к самопознанию, к поиску себя, к сепарации, к межличностным отношениям, особенно с противоположным полом и сверстниками. А кто и где сегодня всерьез, по душам говорит об этом с подростками, объясняя им элементарные житейские вопросы и выслушивая их реальные проблемы и погружаясь в их «шекспировские» страсти? Когда и посредством чего учат подростков по-настоящему культурно общаться, сотрудничать, взаимодействовать, опираясь на принципы уважения себя и партнеров по общению? Какую часть времени от школьной программы занимает вопрос построения счастливых гармоничных отношений с самим собой и окружающим миром? Насколько эффективны сегодня сложившиеся воспитательные системы школы и семьи? Где сегодня подрастающее поколение видит достойные примеры гармонично развитых личностей и их взаимоотношений, а так же имеет реальную возможность практиковать это в жизни? Где, кто и как сегодня учит ребенка быть счастливым и гармоничным? Я думаю, что ответы на эти вопросы известны большинству нас, но не особенно воодушевляют, скатываясь в какие-то общие фразы. Построение воспитательной системы нашего общества, школы и семьи – это отдельный пласт нашей современной культуры, проблема, требующая многолетних философских изысканий, а возможно эффективных управленческих решений на самом высоком уровне. Однако, анализировать эти самые воспитательные системы как образовательных организаций, так и семей возможно и даже необходимо с целью их совершенствования и предупреждения социально-негативных тенденций.