Практика предупреждения профессиональных деформаций продолжается
29 декабря 2017 г. на базе уютного кабинета школы №1 продолжилась работа с педагогическим коллективом, посвященная практике предупреждения эмоционального выгорания среди педагогов. Детали первой части работы, прошедшей в ноябре, можно посмотреть здесь , отзыв представителя администрации школы здесь .
Для эффективного продолжения работы, мною были проанализированы итоги предыдущих мероприятий, учтены запросы и ожидания группы, и выстроена логика практических занятий. После краткого обзора теории и обсуждения диагностики были поставлены цели и задачи групповой работы, определены методы и формы взаимодействия. Эмоциональный настрой на групповую работу, принятие необходимых ритуалов и правил группы, установление атмосферы доверия и безопасности, позволили перейти к психологической тренинговой практике.
После вводных и настроечных моментов следовал этап непосредственного тренинга. Так, на телесном уровне, на практике, были рассмотрены дыхательные и физические упражнения, позволяющие участникам осознанно использовать ресурсы дыхания, телодвижений и различных поз для регуляции своего состояния. С коллегами обсуждалась актуальность регулярности оптимальных физических нагрузок для гармонизации психоэмоционального состояния и поддержания здоровья в целом. Вниманию собравшихся были предложены различные варианты оздоровительной физической активности, доступные на территории нашего города каждому желающему, как под руководством инструктора, так и в самостоятельной индивидуальной или групповой практике. В ходе работы многие участники отметили у себя и у своих коллег значительное повышение уровня мотивации к выполнению регулярных оздоровительных практик, связанных с выполнением физических упражнений, а так же выразили свою готовность систематически посещать подобные занятия. Так, членами коллектива было предложено организовать такое направление деятельности для группы желающих регулярно заниматься. Выполнение упражнений вызвало массу положительных эмоций, с которыми участники делились, усиливая общий позитивный групповой эффект.
На прошедшем занятии педагоги смогли не только протестировать собственные ресурсы, оценить возможности своего физического тела и отработать выполнение тех или иных упражнений, но и проанализировать различные стороны своей жизнедеятельности. Так, общий распорядок дня и режим труда и отдыха, характер питания и питьевой режим, значимость качества ближнего окружения и особенностей окружающей среды в целом, некоторые поведенческие аспекты и привычки, оптимальная физическая активность и своевременность обращения к квалифицированным специалистам за медицинской помощью, хотим мы этого или нет, являются важнейшими аспектами, влияющими на состояние нашего тела и эмоций, на качество нашей жизни в целом. Эти и другие неотъемлемые составляющие здорового образа жизни, напрямую касающиеся эффективных мер профилактики эмоционального выгорания и коррекции состояний на физическом уровне активно обсуждались и анализировались участниками работы. Для более глубоко самостоятельного осмысления своего образа жизни каждый желающий имел возможность получить разработанную мною памятку, содержащую основные вопросы по самоанализу физического уровня здоровья, которому было уделено особое внимание. В качестве одного из домашних заданий коллегам была предложена индивидуальная работа с материалами данной памятки с целью гармонизации физического аспекта собственного здоровья.
Так же на занятии удалось прикоснуться к социальной и эмоциональной сферам через выполнение индивидуальных, парных и групповых упражнений, которые вызвали всеобщий интерес, оживление, эмоциональный подъем.
Таким образом, разговор о сохранении и укреплении здоровья педагогов и предупреждении профессиональных деформаций продолжился и состоялся на оптимистичной ноте принятия разнообразных форм и методов гармонизации собственных состояний. Принять на вооружение предложенные методы профилактики или отыскать что-то свое — каждый решает сам, однако, пройти свой собственный путь за нас никто не сможет. На проведенных мною мероприятиях были заданы оздоравливающие направления деятельности, апробированы и отработаны отдельные формы и методы. Сделать их частью своей повседневной практики или нет – каждый участник работы решит для себя самостоятельно, выбрав соответствующий вектор движения. Я же желаю всем участникам осознанного движения к гармонии и здоровью, и готова помочь тем искателям, которые намерены действовать. Уверенна, что большинство представителей коллектива школы №1 из числа таких людей — ищущих и совершающих конкретные практические действия. Удачи тем, кто ищет и трудится над своим развитием!!!
29 декабря 2016 г. в нашей школе педагогом-психологом Дашкиной М.Ю. было проведено групповое практическое занятие по профилактике профессионального выгорания у педагогов. Это продолжение начатой в ноябре работы. Некоторые учителя с недоверием отнеслись к тому, что мероприятие проводилось в кругу, что, как с учениками, прорабатывались простые упражнения на взаимодействие и т.п. Это объяснимо: одни в принципе не приемлют такие формы работы, у других накопилась усталость к концу четверти. Но Мария Юрьевна своим профессионализмом, умением взять ситуацию под контроль смогла положительно повлиять на настроение скептиков.
Тренинг начался с определения ритуалов и правил группы, что само по себе постепенно расположило педагогов к общению. Затем были рассмотрены дыхательные и физические упражнения, которые позволяют каждому улучшить свое состояние. Мария Юрьевна предложила педагогам различные способы оздоровительной физической активности, которые вполне доступны в нашем городе любому желающему. Многие учителя изъявили желание заниматься своим здоровьем в системе.
В ходе тренинга постепенно улучшался микроклимат в группе, ведь упражнения, несмотря на кажущуюся простоту, вызывали у всех положительные эмоции, которыми хотелось делиться с коллегами. Мария Юрьевна посоветовала нам запомнить настрой группы, так как это мощный психологический ресурс, которым можно пользоваться и помогать себе постоянно. Так, в процессе тренинга образуется положительное энергетическое поле, к которому можно при необходимости мысленно обращаться и получать как заряд хорошего настроения, так и психологическую поддержку.
Участники занятия проанализировали свой образ жизни и то, насколько он способствует сохранению физического и психического здоровья, вынуждены были признать, что каждый из нас недостаточно делает в этом направлении. Наша стереотипность поведения не лучший помощник. Необходимо выходить из зоны комфорта и самим перестраивать свои пищевые привычки, двигательный режим, приводить в норму соотношение часов работы и отдыха, находить возможность качественно менять свое ближайшее окружение. Волшебной таблетки от усталости не существует, вывод – все в наших руках. Для дальнейшей работы над собой каждый получил памятку по самоанализу своего физического здоровья.
Общий настрой всего занятия был положительным, в итоге все с искренним удовольствием выполняли различные задания, упражнения в парах, создавали общий психологический ресурс всех участников – энергию круга. К концу мероприятия на лицах коллег сияли улыбки, как символ обретенного счастья жить и работать, умения радоваться и благодарить, делиться всем хорошим со всем миром. Огромная благодарность за это Марии Юрьевне.
Наша встреча символично закончилась взаимными подарками и общим фото на память. Есть уверенность, что педагоги школы, будучи людьми мобильными, примут как ценность полученный опыт и поделятся зарядом добра со своими учениками. А наши встречи с психологом, замечательным человеком – Марией Юрьевной Дашкиной – продолжатся.