Мотивация обучения. Часть 5.
Как педагогу и родителям можно содействовать развитию учебной мотивации ребёнка для достижения высоких образовательных результатов? Все 4 предыдущие части материала о мотивации были посвящены мною поиску ответов на этот вопрос. В них я максимально кратко и ёмко, доступно и последовательно рассказываю о феномене мотивации и делюсь своим взглядом психолога на эту насущную проблему, планируя продолжение освещения этой и других актуальных тем в дальнейшем. Для качественной распаковки смыслов темы и более продуктивного знакомства с представленными мною материалами, рекомендую читателю начать с 1 части цикла «Мотивация обучения» , здесь — http://dashkina2015.ru/roditelyam/motivaciya-obucheniya.html . С учетом вышесказанного мною в 4 частях этого материала, мои самые общие рекомендации как педагогам, так и родителям таковы:
Изучайте внутренний мир ребёнка на предмет понимания структуры и качества его мотивации (см. 3 и 4 части материалов о мотивации обучения). Знакомьтесь с результатами современных исследований мотивов учения и причин низкой и высокой мотивации для успешной учебной деятельности. Повышайте уровень своей информированности, компетентности, профессионализма относительно существующих мотивов современных школьников к обучению, эффективных способах развития мотивации обучения (см. ч.2), применения педагогических технологий, позволяющих увеличивать продуктивность обучающихся.
Наблюдайте за поддержанием ресурсного состояния ребёнка, связанного со здоровым образом жизни, гармоничным режимом дня, труда и отдыха, состоянием здоровья, его жизненной ситуации в целом. Обеспечьте психологическую безопасность ребёнку и развитие его когнитивных, регулятивных и коммуникативных показателей, как необходимое и достаточное условие для успешного овладения им навыками учебной деятельности ( см. 2 и 3 части материалов «Мотивация обучения»)
Создавайте ситуации успеха с постепенным наращиванием объёма достижений обучающегося, разумно используя критику и похвалу. Подарите ребёнку радость от его могущества и веру в успех.
Верьте в своих учеников, в своего ребёнка, формируя у школьника ощущение своей компетентности, ощущения «я могу», которое вслед за собой ведёт заинтересованность; содействуйте вовлечению школьника в познавательную активность с его положительными эмоциями, удовольствием и радостью от познания.
Оказывайте содействие формированию автономии ученика – возможности самому делать выбор, принимать решения, нести ответственность за принятые решения и не бояться их, а радоваться этому и уметь из ошибок извлекать полезный урок.
Оказывайте максимально возможное содействие развитию позитивных взаимоотношений с окружающими, когда можно общаться с другими в рамках учебной деятельности в системе ученик-ученик; ученик-учитель; ученик-родитель.
Проводите профориентационную работу на разных уровнях с целью самопознания, профессионального самоопределения и содействия раскрытию личностного потенциала. Выбор ребёнком своего профессионального пути — хороший мотиватор в процессе познания и деятельности.
Обращайтесь к профессиональным психологам и иным профильным специалистам для индивидуального и группового психолого-педагогического сопровождения обучающихся с целью своевременного решения актуальных проблем развития. Осознание необходимости помощи, обращение за помощью и её своевременное получение — значительно продвигают личность в её развитии: стучите и вам отворят! Действуйте!