Эмоциональное выгорание педагогов. Часть 2.
Кто за конструктивный диалог? Присоединяйтесь!
Если говорить о сфере образования, то современные образовательные стандарты дня сегодняшнего достаточно ёмко раскрывают формы и содержание получения подрастающим поколением образования, требования к компетенциям ученика, учителя и многое другое. Однако те ресурсы, инструменты, условия которые позволяют личности педагога уже сейчас соответствовать этим высоким требованиям, которые уже сегодня предъявляются к нему обществом, не совсем обозначены государством. Каким образом и когда обычному педагогу успевать соответствовать желаемому имиджу педагога, и когда, в какие сроки предполагается качественное овладение им самим теми общими универсальными компетенциями, которые планируется сформировать у ребенка, учитывая то, что учитель уже находится во взаимодействии с ним? Это вопрос достаточно не простой, и я готова обсуждать его в конструктивном диалоге с теми, кто является более информированным и компетентным – буду только рада обоснованным аргументам.
В каких вопросах педагог сам компетентен, а в каких нет?
Насколько обучающий других чему-либо сам компетентен в тех или иных вопросах, испытывает ли он затруднения и в чем они заключаются? Готов ли педагог постоянно повышать свою компетентность не только в сфере своего предмета, но и в вопросах общей психологической культуры, психологического здоровья, собственной стрессоустойчивости? Конечно же, можно и нужно бесконечно повышать свою квалификацию, но решают ли полностью эту проблему курсовые подготовки и переподготовки? И кто, когда, где, в каких условиях их проводит? Насколько учитываются нами сегодня биологические, психофизиологические, психологические законы восприятия, переработки, усвоения информации, формирования тех или иных новообразований личности, ее компетенций; условия развития тех или иных аспектов личности, ее качеств и эффективного поведения, особенно с учетом того, в каких условиях она находится и какие образовательные технологии к ней применяются ( а они у всех весьма различны) ? Всё это требует времени и других ресурсов, которые не обеспечиваются только курсовой подготовкой. Ведь полученную информацию мало усвоить, важно, чтобы она стала реализованным знанием личности, опытом, которые не только расширяют наши представления о себе, о мире, но и меняют наши собственные взгляды, поведение и личность, особенно личность учителя, а потом уже и его ученика.
Каково значение саморазвития личности педагога?
Все мы в той или иной степени знаем то, каким должен быть настоящий учитель. Он не навязывает свои знания, ценности, идеалы, ребенку, а помогает ему найти собственный источник мудрости, который останется с ним на всю жизнь. Он учит учиться, саморазвиваться, являясь примером, образцом для него. А любое саморазвитие начинается с себя – с познания себя, своих желаний, возможностей и недостатков, принятия себя и дальнейшего самосовершенствования как в профессиональном, так и в личностном плане. Может ли каждый современный педагог самостоятельно и полноценно заниматься самопознанием, саморазвитием, самосовершенствованием, творчеством, всерьёз погружаясь вглубь себя, развивая профессиональные и личностные компетенции, которые пересекаются в учителе-человеке?
Кто и когда должен заметить и адекватно отреагировать на симптомы эмоционального выгорания педагога?
В какие сроки большинство из нас – взрослых людей, готово овладеть навыками эффективного поведения, научиться в системе работать над собой, отслеживать и корректировать свои текущие состояния, свой личностный рост? Насколько мы осведомлены о тех или иных закономерностях психических, психофизиологических, поведенческих процессов, эмоционально-волевых особенностях личности, составляющих Я-концепции и др.? Насколько мы способны самостоятельно определять ту точку своего функционирования, когда мы не справляемся с теми или иными нагрузками. И если, предположим, учитель не способен своевременно сам заметить тревожные сигналы, то кто и когда это должен заметить, адекватно отреагировать, эффективно скорректировать, направить? А если даже мы и способны к самодиагностике своих трудностей того или иного характера, то что с ними делать дальше? Кому можно признаться в этом, чтобы не навредить? Каким образом это сделать? Как исправить? Кому довериться? Кто действительно компетентен в этих вопросах? И что делать уже сейчас в образовательном процессе, находясь в постоянном взаимодействии с его субъектами, имея определенные, уже сложившиеся межличностные отношения?
Начать спрашивать и искать ответы.
Конечно же это животрепещущие вопросы, требующие ответов, но быстро и сразу все учесть и однозначно ответить на них не получится, тем более в таких тонких вещах, как процесс познания, межличностное взаимодействие, развитие, формирование компетенций и личности, как носителя этих самых компетенций, личностный рост и т.д.
Начало пути.
На первых порах важно всерьез задуматься над этим моментом. Выделить себе любимому время для этого, определиться в какой точке я нахожусь, куда двигаюсь, куда хотел бы прийти и как у меня это получается или может получиться. Сегодня я предлагаю сделать такую остановку каждому. Цель ее осознать – где я в своем развитии, профессиональном, эмоциональном, личностном. Важно честно ответить самому себе – кто я, где я, какой я, как я воспринимаю других, и другие воспринимают меня, дабы снизить возможные риски и предупредить развитие нежелательных последствий. Чрезвычайно важно определить эту собственную точку А в данном вопросе, наметить желаемое направление, чтобы прийти к точке В, по возможности оценить собственные ресурсы, которые определяют возможности, скорость нашего движения к цели, отметить те риски и препятствия, или потенциальные катализаторы на пути и, потихоньку, по чуть-чуть, начать это движение, регулярно делая хотя бы маленькие шаги.
Ищите единомышленников!!!
А если это трудно осознать и начать свой собственный путь, то важно искать и находить тех, кто компетентен в этом, кто способен помочь, или даже готов двигаться вместе в заданном направлении, а ещё лучше, если истинных соратников в этом деле будет как можно больше. (Продолжение следует).
Аудиоверсия заметки