Совсем скоро наши дети будут сдавать экзамены, в связи с чем окружающие их старшие постоянно напоминают им об этом, как о самом важном этапе в жизни, порою забывая местами эту самую жизнь и её гармоничное проживание «здесь и сейчас».

К сожалению или к счастью (это каждый решает для себя сам), молодым людям приходится проходить испытания итоговой аттестации, которые порою превращаются для некоторых в страшную пытку. Как для учителя, так и для родителя, ну и конечно же для самого ученика – это период напряжения, перенапряжения, стресса.  Почему так?

Родитель не на шутку волнуется за успехи своего чада, как за свои собственные. Ведь сдача экзамена ребёнком для родителя,  может быть неким показателем успешности его трудов по воспитанию, предметом его гордости в том, что успешно начато движение в сторону большого светлого будущего его чада, которое начинается с успешного прохождения итоговой аттестации, что вполне может вызывать тревожные опасения, страхи и прочее.

Придание этому этапу в жизни повышенной значимости вызывает колоссальное психоэмоциональное напряжение у всех участников образовательного процесса, порою с негативными последствиями.

Учитель переживает за качество показателей итогов экзамена своего ученика, как за плоды своих трудов, как за критерии своего профессионализма. Ведь высокие баллы на экзамене – предмет его профессиональной гордости, самоутверждения в карьере, в социуме. Наконец повод для банального поощрения/взыскания свыше.

Обучающийся тревожится за своё неопределенное будущее, за оправдание возложенных на него надежд, находясь в ловушке зависимости, из которой словно нет выхода, иногда пребывая в состоянии безысходности, либо подавляя свои переживания, отрицая факт тревоги, либо наоборот бурно её проявляя.

Конечно же здесь возможны самые разнообразные варианты развития психологических событий всех субъектов образовательного процесса. Напиши, что  ТЫ думаешь по этому поводу?

Одно можно сказать определённо – градус этого тревожного коктейля, этой гремучей смеси эмоций учителей, родителей, детей  РАСТЁТ и увеличивается к самому  моменту экзамена. Что делать?

Работать в этом направлении с экспертом, либо самостоятельно.

Часто многими упускается, либо недооценивается момент психологической подготовки, настройки к процессу, к прохождению самой процедуры учащимся, где воедино соединяются эмоции, знания, выполнение правил самим обучающимся, помещённым в рамки экзамена.

Как КАЧЕСТВЕННО психологически подготовится к экзамену? Сколько это занимает времени? Кто должен готовиться?

Ответы просты: 1. Психологическая подготовка к сдаче экзаменов — это процесс работы с психологом по формированию состояния готовности, где опираясь на имеющиеся затруднения клиента, эксперт психолог даёт необходимые знания и опыт для достижения поставленного результата. 2.  Это занимает определенное время ( у каждого оно индивидуально), так как психика будь то взрослого или ребёнка не автомат сиюминутной настройки и ей для достижения  необходимого эффекта нужен опыт, опирающийся на знания, умения, навыки не только по предмету, но и по особенностям работы собственной психики, её поведению, реагированию в тех или иных ситуациях. Чтобы  необходимый спектр психологических знаний освоить и применить успешно в жизни – необходимо время, которое у каждого своё и лучше начать как можно раньше.

3. Готовиться психологически лучше всем – учителям, родителям и обучающимся, ведь состояние значимых старших ребёнка определяет его успех.