Волшебной таблетки нет, есть объем работы
Жестокое обращение с детьми, включающее в себя физические, моральные, эмоциональные формы насилия, так или иначе связаны и могут являться причинами саморазрушающего поведения. Направленный на ребенка негатив может быть отражен им во внешний мир, в виде выплеска эмоций через слова, экспрессию, физическое проявление прямой или косвенной агрессии. Однако, агрессия может быть направлена и внутрь, на причинение вреда самому себе, своему здоровью, не редко доходя до самых крайних и опасных форм, вплоть до суицидального поведения. Поэтому в рамках профилактики социально-негативных явлений среди школьников вниманию коллег, на семинаре-совещании социальных педагогов муниципального образования «Нижнеудинский район» в МКУ СОШ № 12 города Нижнеудинска 07 февраля, мною была предложена для осмысления информация по теории и практике превенции детского суицида в образовательной организации.
Каковы запросы социальных педагогов?
Взаимодействие с аудиторией началось с исследования запросов присутствующих, так как степень подготовленности в данном вопросе у всех разная. Слушателей семинара интересовали факторы риска, практика взаимодействия с детскими и взрослыми коллективами в русле данной проблемы, формы повышения стрессоустойчивости и методы гармонизации психологической атмосферы в школьном сообществе и многое другое. Сформулированные запросы были обозначены группой и зафиксированы мною на доске для удобства визуального восприятия, уточнения, структурирования и всестороннего анализа информации.
Отвечая на запросы социальных педагогов, приходилось опираться на достижения теории и практики современной психологической науки, собственный опыт и реализованные мною методические разработки в рамках работы с представителями администрации и педагогических коллективов образовательных организаций нашей территории.
Вопросы, ответы на которые открыты всем, кто их ищет.
С чего начинается профилактика социально-негативных явлений и как ею стоит заниматься с точки зрения психологии? С кем, о чем и как вести эти разговоры о сути профилактики? Какие для этого ресурсы необходимы? Что будет являться целью в осуществлении превентивных мер и посредством решения каких задач ее можно будет достигнуть? Что лежит в основе этого конфликта, противоречия, ведущего к столь печальным последствиям? Когда, какие особенности, какого возраста необходимо учитывать и каким образом это осуществлять на практике? Как строить доверительные отношения в системе старший-младший и каковы функции старшего? Какие психологические механизмы лежат в основе этих отношений, и что является причиной их нарушения? Каковы ценности и потребности наших детей сегодня, и что реально мы знаем об этом? Как эффективно взаимодействовать с подростками? Каковы функции и зона ответственности каждого участника образовательного процесса?
На эти и другие вопросы я отвечаю с позиции практической психологии посредством тематических рубрик своего сайта, где можно отыскать соответствующий материал, через публикации методических разработок и рекомендаций, индивидуальные и групповые консультации с участниками образовательного процесса.
Начните изучать явление!!!
Работа по предупреждению социально-негативных тенденций начинается с всестороннего исследования того или иного феномена тем практиком, который в нее включается. Поэтому, одной из первых рекомендаций, адресованных собравшимся, было осознание необходимости глубокого изучения темы суицида, окутанной шлейфом таинственности всевозможных мифов.
Вниманию коллег были предложены наработанные мною материалы и разработки, современные тенденции применения превентивных мер в рамках заявленной проблематики. Каждый желающий имел возможность высказать свое мнение, задать вопрос, получить ответ и доступ к интересующей его информации.
Не существует «волшебной таблетки быстрого действия» от какого-либо негативного явления в обществе, но существует «фронт или объем работы», которую важно проделать для успешного продвижения в том или ином вопросе.