Обмен опытом с коллегами
Ребенок — неотделимая часть семейной системы!
Убеждение в том, что трудно помочь детям, не привлекая к этой работе родителей, всё больше укореняется в сознании психологов. Коррекция или компенсация индивидуальных дисфункций ребенка происходит наиболее эффективно в случае коррекции дисфункционального семейного окружения. Подчас бывает достаточно психологической коррекции семейного окружения, и у ребенка почти автоматически улучшаются те или иные показатели его развития.
Любой ребенок является частью той или иной семейной системы, и нечто, затрагивающее систему в целом, влияет на каждый отдельный элемент внутри ее. Ребенок может не понимать до конца сути происходящих событий с теми или иными членами семьи, но очень хорошо чувствует, ощущает ту или иную эмоциональную реакцию одного или нескольких домочадцев на разные обстоятельства жизни. Расстройство или изменение в одной части семьи ведет к изменению других ее частей и семейной системы в целом.
Что есть семья ребенка?
Семейная система как единое целое представляет собою гораздо больше, чем сумма ее частей. Помогая ребенку в решении тех или иных психологических проблем его развития важно владеть информацией об особенностях той семейной системы, в условиях которой он живет и по возможности положительно влиять на климат его семьи. Иногда к семье и ближайшему окружению ребенка относятся не только его родители, братья, сестры, но и другие люди, связанные общим местом проживания, совместным ведением хозяйства, а главное взаимоотношениями.
Работе с семьей методом системных семейных расстановок был посвящен мой мастер-класс (краткое изложение материала в формате PowerPoint здесь), который был продемонстрирован мною 18 февраля на методическом объединении педагогов-психологов, состоявшимся на базе школы-интерната №26 г. Нижнеудинска.
Что такое расстановки?
Системные расстановки – это помогающая практика, которая широко применяется различными специалистами в самых разных научных областях, не только в психологии. В жизни, мы очень часто не осознанно прибегаем к тем или иным расстановкам, пытаясь все расставить на свои места сначала в своем сознании, а потом и на событийном плане, в своих словах и действиях. В современной психологии, и в семейной психотерапии, в частности, метод расстановок стал широко известен и популярен благодаря немецкому философу, теологу, психологу Берту Хеллингеру. «Расстановки по Хеллингеру» считаются альтернативным, не совсем признаваемым классической психологической наукой методом системной семейной терапии, предназначенным для работы с семейными травмами. Этот метод опирается на феноменологический подход. Овладению этим групповым методом работы предшествует длительное обучение, погружение в семейную психотерапию, серьёзная практика и опыт.
О чем мастер-класс?
Вниманию психологов мною была предложена информация о сути метода системных расстановок, были рассмотрены базовые понятия, виды расстановок, правила их проведения и принципы работы метода. Я демонстрировала особенности расстановок с помощью фигурок и доски, обсуждая с коллегами концепт «Семейная доска», выдвинутый рабочей группой под руководством К. Людевига (ФРГ) в 1978 г. Расстановка клиентом фигур на доске создает символический коммуникативный уровень и отражает различие отношений к каждому персонажу в его семейной системе. Методика предоставляет возможность исследования и той или иной коррекции семейной системы. Расстановка фигур ближайшего окружения на доске побуждает человека нарисовать картину своего, возможно ещё не сформулированного взгляда на структуру и способ функционирования его семейной системы. Семья, как любая система имеет свои структурные, функциональные и динамические характеристики, изучение которых в той или иной степени возможно так же с помощью метода системных расстановок.
Коллеги психологи с большим интересом познакомились с практикой расстановок, оценив по достоинству возможности предложенных для работы методов. Группа специалистов выразила общее мнение о необходимости дополнительного изучения практик семейной психотерапии и эффективности её инструментов. Надеюсь, что мы с коллегами продолжим изучение этой темы.